Пап, мне елку жалко!
Пап, мне елку жалко!
Пап, мне елку жалко! // Короткометражный фильм
Творческая группа
  • Иоанна Петш
    Режиссер
  • Никита Бондаренко
    Оператор-постановщик
  • Карина Дзабиева
    Художник-постановщик
  • Петр Маяцкий
    Композитор
Творческая группа
  • Иоанна Петш
    Режиссер
  • Никита Бондаренко
    Оператор-постановщик
  • Карина Дзабиева
    Художник-постановщик
  • Петр Маяцикй
    Композитор
Meta запрещен в РФ
Немного о проекте
Отношусь к этой работе с особой теплотой, так как она родилась на основе моих воспоминаний о походе за елкой с отцом, события в фильме имеют совершенно иной эмоциональный подтекст и вводные, но что-то родное и близкое все равно чувствую. Моим рассказом вдохновилась Автор сценария и режиссер Иоанна Петш и вот так буквально за месяц был полностью написан и снят этот фильм.
Как мы сняли весь фильм за одну смену
Недолго думая мы пришли к выводу, что на полноценные две смены сценарий не тянет, коротковат, оно и к лучшему, собрать всех на творческий проект на одну длинную смену под новый год (смена состоялась 28го декабря) гораздо проще, чем на две. Конечно это диктовало нам ряд ограничений, снимать нужно было быстро, поменьше дублей и побольше рабочих кадров за одно включение (так называется "кадр" когда за один дубль снимается больше одного монтажного кадра, или когда камер больше одной, еще иногда говорят "тейк")
Принципы съемки
Отчасти из этого, отчасти из обсуждений с режиссером родился принцип съемки этой работы:

  • Все снимается на ручную камеру (это позволяла переходить во время мотора и подстраивать кадр под актера, если он не пришел в точку например)
  • Все сцены снимаем мастер-планами (сцена прогонялась полностью каждый кадр)
  • Камера не стоит на месте (это было обусловлено историей (герои постоянно двигаются) и добавляло вариаций на монтаже, чтобы было ощущение бОльшего количества кадров)
  • Сцены осваиваюстя на 360 (как по свету, так и по художке). Это позволяло в моменте доразвивать мизансцены с актерами
Похожий стиль съемки был и на нашей предыдущей работе «На день мою одежду» - он очень продуктивный и в то же время разнообразный - ну и, получается, мы его неплохо отточили за это время.
Сложности такого подхода
Освоение локаций на 360 (или близко к этому) накладывает сложности на оператора и художника, приходится делать много доп работы и иногда (читай всегда) идти на некоторые компромиссы в освещении (например, зачастую, отсутствие перестановки на портрет) и работе с камерой (выдавать 100% времени рабочий, интересный ракурс требует репетиций и толковости от камерамена). Кстати так работает Спилберг, что глобально развязывает руки актерам и режиссеру при создании мизансцены, что конечно важнее, чем наши там блички и чуть более аккуратный свет иногда. Так что рекомендую данный метод освоить, или как минимум, поэкспериментировать с ним.
Вижу Зеленый
Особенности съемок зимой
Зимой на натуре снимать холодно, напряжно и физически сложнее, чем в любое другое время года. К этому нужно быть готовым. Что камерваген застрянет по пути, или не заведется генератор, или у актера настолько замерзнет лицо, что он не сможет играть и нужно будет делать перерывы. А еще - к тому, что какой-то процент группы недооценит всю серьезность ситуации и оденется как будто он вышел погулять на районе. Последнее конечно самая серьезная проблема, потому что, как оказалось, что мы на смене большую часть времени стоим и не двигаемся, из-за чего тепло из конечностей уходит со страшной скоростью. Что же делать? Эмпирическим путем я вывел формулу, что если одеться на 20 градусов холоднее, чем написано на термометре (на термометре -5, одеваешься на -25), то это +- гарантирует относительный комфорт на смене. Я, думаю, напишу отдельную статью на тему одежды на зимние смены, но пока ограничимся только этой формулой.

Также зимой на натуре все телодвижения с камерой происходят очень медленно! Базовая операция по замене оптики у талантливого механика может занимала 10 минут из-за необходимости уходить под навес (или крафтить его на месте), уже не поэкспериментируешь с заменой оптики, нужно знать чего хочешь. Поправка по лучу прибора, поднятого на 6 метров также занимала 10-15 минут (ночь, конечно, зимой длинная, но не настолько). Кстати о ночи.
Сцена в машине
Сцена в машине была недолгой, поэтому мы решили, что будет достаточно снять ее изнутри, без автогрипа, машина - фольксваген гольф очень старый, у нас было разрешение от хозяина делать с ним все что угодно и отсоединять все что посчитаем нужным, Алекса Кини у Кук Анаморф 25мм не очень хотель влезать в несчастный гольф, но благодаря талантливому грипу маленьких ног штатива прямо к запасному колесу через багажник нам удалось получить общий план! Жаль у меня не осталось фотографии этого действа, я расположился рядом с камерой в багажнике режиссер и звукорежиссер сидели на заднем сидении по бокам от камеры (то и дело попадая в кадр коленками), такой вот дружной компанией мы прокатились несколько раз (8) по ближайшей лесной дороге и продолжили смену.
Как светились ночные сцены
Ярко! Оговорюсь сразу, в моем случае нам очень повезло с погодой, вопреки прогнозу весь день шел отличный ненавящивый снег, который был виден в камере, и не застилал собой все вокруг. Во время подготовки я метался мыслями между камерами, все-таки ночная сцена в лесу не давала мне покоя. Если со всей серьезностью подходить к подобным съемкам, то конечно нужно нанимать бригаду пиротехников с кучей игрушек и закладывать бюджет с половину почки. У меня был запасной план на случай отсутствия среды в виде идущего снега, но благо пользоваться им не пришлось.
Итак, чтобы с запасом осветить примерно 50х50м поля в кадре (камера Alexa Mini, ISO 800, F/2.8-4)
Понадобилось:
Aputure 1200D x2
Aputure 300x x2
Aputure 600C х2 (эффект мигалки от полицейской машины)
Astera Titan x8 (использовались по месту, где нужно было добавить заполнения)
Фильтры 1/2 CTB на все что не ргб
И собственно все, единственное что меня в этой схеме спустя время не устраивает - это отсутствие скайлифта (он бы физически не проехал в ту точку из-за огромных сугробов) - высоты 6ти метровых не хватило, чтобы наиболее реалистично создать эффект луны, если долго смотреть на кадр - начинаешь думать что это фонарь. Да и поправки по свету на скайлифте были бы оперативнее.

На реализацию данной схемы у команды из 6ти человек (1 гаффер + 5 осветителей) ушло более 4х часов - отнести очень далеко генератор и прикопать его, чтобы он не браковал звук, провести от него сотни метров кабеля по сугробам, расставить в нужные места приборы - безумный объем задач.
Кстати движение мигалки сначала была шальная идея реализовывать, так сказать, на живую - высунуть из окна Уаза Патриот 600с и проезжать по параллельной дороге, мы даже все для этого сделали, но проехав один раз поняли, что, потраченного времени конечно жаль - но это не работало.

Старый добрый систенд и осветитель, который по команде с нужной скоростью вращал прибор и отключал его справился настолько реалистично и прекрасно, что ничего другого и желать не нужно.

Повторюсь - идущий снег в данном случае обрек нас на успех, без него такой сказочности изображения было бы достичь крайне сложно.

Также в достижении сказочности помогла оптика Cooke Anamorphic и камера Arri Alexa Mini - за предоставленную технику выражаю благодарность Kirillin Camera Rental
Благодарю за внимание!
Автор: Никита Бондаренко
Represented by A-Talent Agency
Made on
Tilda